Влияние нарушения носового дыхания на прикус

 

Природой человеку определено дышать носом. Вдыхаемый через нос воздух, проходя по носовым ходам и протокам увлажняется, подсушивается, согревается и очищается от пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции кровотока и активности головного мозга. Именно из-за нарушений в состоянии этих рецепторов у детей с затрудненным носовым дыханием нередко наблюдается состояние тревоги или угнетения, расстройства сна. Кроме того, свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75% от его нормального объема. Длительный недостаток поступления кислорода в организм  ведет к угнетению развития организма и анемии.
Поскольку защитные факторы, обеспечиваемые организму при дыхании носом, в полости рта не срабатывают, у таких детей гораздо чаще возникают простудные и респираторные заболевания, а при устоявшейся привычке дышать ртом в носоглотке нарушается нормальная вентиляция и образуются аденоиды – разрастания, затрудняющие свободное прохождение воздуха через нос. Аденоиды не являются первопричиной нарушения носового дыхания — они появляются лишь после того, как воздух перестаёт проходить по носовым ходам. Вот почему так важно своевременно и правильно лечить насморк у детей, не допуская его перехода в хроническую форму.
Привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами, которые начинаются у ребенка, поступающего в ясли или детский сад. Поэтому очень важно своевременно научить малыша пользоваться носовым платком,  сморкаясь поочередно каждой ноздрей. Родителям также следует обратить внимание на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос ребенок спит с открытым ртом, иногда похрапывает. Этот тревожный сигнал. Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип дыхания с большой вероятностью может закрепиться у него в качестве вредной привычки, избавиться от которой крайне сложно.
Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы, в результате чего может развиться хейлит (покраснение и шелушение каймы губ). Если не заниматься восстановлением носового дыхания  у  ребенка постепенно формируется аденоидный тип роста лицевых структур,  характерный узкими ноздрями, широкой переносицей, уплощением подглазничных областей, двойным подбородком. Для детей с аденоидами характерны узкие плечи, впалая грудь и бледные щеки.
Привычка дышать ртом отражается не только на общем состоянии ребенка, но и значительно влияет на формировании зубочелюстной системы и речевых навыков. При ротовом дыхании миодинамическое равновесие челюстно-лицевой области  нарушается, поскольку язык ребёнка лежит между зубными рядами, не поддерживает свод верхней челюсти, не уравновешивает давление щечных мышц на зубные ряды. В результате у ребенка возникает сужение зубных рядов в боковых отделах, и недостаток места для всех постоянных зубов при их прорезывании.
При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается, вплоть до закрытия. Это ведет и к нарушениям звукопроизношения – звук чистый, а фонем неправильный.
Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта приводит к нарушению артикуляции и гнусавости.
Кроме того, у детей с привычным ротовым дыханием в результате ослабленного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ, что ведет к задержке развития нижней челюсти. В силу инстинктивно сохраняемого организмом равновесия для осанки таких детей характерен передний наклон головы, который со временем ведёт к перегрузке височно-нижнечелюстного сустава, к лицевым мышечным болям, а также к нарушению осанки.  

Что делать, если у ребенка нарушения носового дыхания?
В первую очередь, необходимо решать проблему комплексно, с привлечением ЛОР-врача, логопеда детского ортодонта и остеопата. Чаще всего такие нарушения прикуса возникают на фоне заболеваний ЛОР-органов (хронические ларингиты, фарингиты, риниты, аденоиды). Оториноларинголог восстановит правильное дыхание, а логопед-психолог скорректирует возникшие неправильные привычки, научит правильной постановке языка. Детский ортодонт может дополнить лечение миофункциональной аппаратурой. При правильном и своевременном лечении от проблемы можно избавиться довольно быстро, до смены прикуса. Остеопат восстановит правильное положение и подвижность костей черепа.
Нарушение работы мышц лица
На положение зубов в значительной степени влияют мышцы щёк, языка, круговая мышца рта. Посмотрите, для передвижения зуба при ортолечении достаточно силы в 1,7 г. Язык же может оказывать силу воздействия до 500 г.
Очевидно, насколько сильными будут деформации при такой аномалии. К нарушениям работы мышц лица относятся такие проблемы, как, например, инфантильное глотание (глотание при полуоткрытых челюстях, когда губы и щеки контактируют с языком), прокладывание языка между зубами в покое, т.н. вялый язык, низкое положение языка.
Что делать, если у ребенка нарушена работа мышц лица?
В этом случае также необходимо решать проблему комплексно, но в этом случае ребенку лучше всего помогут ортодонт, логопед-психолог и остеопат. Необходимо найти корень проблемы и подобрать адекватную коррекцию. Участие остеопата приносит очень хорошие результаты. Снимая напряжения и корректируя работу мышц, остеопат не только помогает ребенку исправить прикус, но и улучшает общее состояние здоровья и психоэмоциональное состояние. Логопед-психолог подберет специальные упражнения для развития вялых мышц и для снятия излишнего напряжения у спазмированных мышц лица. При своевременно начатом лечении ортодонт успеет исправить прикус до того, как наступит смена прикуса.
Вредные привычки
К вредным привычкам относятся сосание пальца, языка, каких-либо предметов (пустышка после 1,5 лет, игрушка, уголок пеленки и т.п.). При прокладывании посторонних предметов между челюстями формируется открытый прикус.
Что делать, если ребенок сосет палец или имеет другие вредные привычки?
В решении этой проблемы чаще всего участвуют два специалиста: ортодонт и логопед-психолог. Логопед научит ребенка правильному положению языка, челюстей, предложит психологические способы отвлечения и т.п. Ортодонт на начальных этапах может порекомендовать миофункциональный аппарат, но если проблема усугубилась, то ребенку потребуется ортодонтическое лечение с помощью ортодонтических пластинок.

Таким образом, в профилактике возникновения стойких нарушений прикуса важную роль играют комплексный подход, вовремя начатое лечение и заинтересованность родителей в результатах лечения, так как основное лечение маленькие пациенты должны выполнять дома с их помощью (несложные упражнения, рекомендованные логопедом, ношение миофункциональных аппаратов или пластинок).
#остеопатспб #остеопатсилаев #остеопатия #остеопатияспб #боливспине #фитнес #нарушениеприкусаудетей #ортодонтия #нарушениеносовогодыхания #вредныепривычки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *